Страница обновлена 15.11.2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Пестрецовская основная школа" Ярославского муниципального района

Страница обновлена 15.11.2017
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Пестрецовская основная школа" Ярославского муниципального района

Музейное занятие

Модифицированная образовательная программа

«Духовно-нравственное воспитание на основе возрождения традиций русской культуры»

Автор-составитель: педагог дополнительного образования Г.А.Андреева

Рассчитана на детей 7-12 лет.

Срок реализации: 9 месяцев.

Пояснительная записка

Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народного технического творчества. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Игрушка – самобытное явление материальной и духовной культуры народа. Она служит важнейшим средством связи поколений. Побуждение к деятельности по созданию игрушки – важная предпосылка творческого развития учащихся.

Древнейшие игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко второму тысячелетию до н.э. Различные игрушки найдены в захоронениях Древнего Египта, Греции, Китая. Это куклы из дерева и ткани, кожаные мячи, фигурки животных, выточенные из камня, бивней мамонта. Из глубины веков пришли к нам традиции тряпичной куклы.

Самодельная кукла из ткани все чаще входит в разряд современных сувениров. Простота изготовления, яркая декоративность этих игрушек завоевали симпатии детей и взрослых. Изготовление кукол – не только забава, развлечение, это способ творческого самовыражения ребенка, пробуждающий и развивающий детскую фантазию, эстетический вкус, конструкторское мышление, память. Занимаясь данным видом рукоделия, обучающиеся знакомятся с календарно-обрядовыми традициями русского народа, его праздниками, народным костюмом, а также приобретают реальные навыки рукоделия, развивают умственные способности, глазомер, объемное мышление, учатся терпению и настойчивости в достижении цели. Занимаясь реконструкцией традиционных народных кукол, невозможно обойти вниманием традиции народного костюма. В процессе занятий дети узнают о том, что носили наши предки, какую дивную красоту они создавали в русской избе, украинской хате, северном чуме, в горской сакле, азиатской юрте без электричества и прочих благ современной цивилизации.

В ходе реализации данной программы обучающиеся познают значимость своего труда, его пользу для себя и окружающих. Программа является модифицированной, в основу ее разработки положены материалы книг, Интернет-ресурсов, практический опыт ярославских мастериц, фотоархив автора.

Специфика объединения Школы народной традиционной культуры "Хорошеня" определяется особым видом прикладного творчества – изготовление куклы.

Образовательная программа ориентирована на создание условий для духовно-нравственного воспитания детей и подростков через изучение традиций русской культуры. В основе образовательного процесса заложено создание народного календаря в куклах в соответствии с этапами православного культурного и трудового аграрного календаря русских крестьян.

Предполагаемый уровень знаний, умений, навыков: по окончании курса обучающиеся должны знать основные праздники народного календаря, технику безопасности, простейшие календарные песни и хороводы, правила поведения на занятиях рукоделием, традиции народной куклы. Должны уметь изготавливать простейшие куклы и шитые игрушки, включаться в коллективные игры во время проведения народных праздников, исполнять простейшие календарные песни, приготовить и убрать после работы свое рабочее место.

Учебно-тематический план

Тема

Количество

часов

Теория Практика
1 Вводные занятия 2 1 1
2 Куклы-кувадки. Свадебные неразлучники 4 1 3
3 Обрядовая кукла "Десятиручка" 4 1 3
4 Куклы-крестушки из палочек 3 1 2
5 Кукла-скрутка ("Вербная", "Коляда") 8 2 6
6 Кукла-мешочек 4 1 3
7 Узелковые куклы 3 1 2
8 Куклы-стригушки 2 - 2
9 Кукла "Кубышка-травница" 4 1 3
10 Контрольная выставка-конкурс 2 - 2
Итого 36 8 28

Содержание программы

Тема 1. Вводные занятия, инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой обучения, куклами, выполненными педагогом. Сказка. Хороводная игра. Тайны куклы-домоделки (анатомия тряпичной куклы).

Тема 2. История кукол-кувадок и методика их изготовления, демонстрация разновидностей кувадок: неразлучники, Козьма и Демьян. Изготовление свадебной куклы "Неразлучники".

Тема 3. Этнография куклы-десятиручки, изучение принципов изготовления куклы из мочала или соломы. Праздник Покрова.

Тема 4. Изготовление куклы-крестушки "Параскева Пятница". Освоение методики скрепления палочек, набивки головы, плетения пояска.

Тема 5. Куклы-скрутки: "Вербная" и "Коляда". Методика изготовления туловища способом скручивания ткани. Разнообразие кукол. Демонстрация и рассматривание иллюстраций.

Тема 6. Кукла-мешочек. Этнография и история возникновения крупеничек, зерновушек и горошинок. Разные приемы изготовления мешочков и оформления куколок.

Тема 7. Узелковые куклы. Формирование художественного вкуса, умения подбирать и сочетать ткани по цвету, фактуре, размеру. Изготовление куклы "Колокольчик".

Тема 8. Куклы-стригушки и скородумные куклы. Использование усвоенных методик.

Тема 9. История и этнография куклы Травницы и ее разновидности. Освоение технологии изготовления кубышки, виды украшений.

Тема 10. Контрольная выставка-смотр итогов года. Выставка всех выполненных работ, награждение по номинациям "Самая красивая кукла", "Самый аккуратный", "Лучший фантазер", "Приз зрительских симпатий".

Обеспечение программы

На занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические). Все они спровождаются демонстрацией наглядных пособий, образцов выполняемых работ, различным иллюстрационным или фотоматериалом о видах народного искусства и истории народной игрушки. Каждое занятие, как правило, включает, теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера о промыслах народной игрушки, истории культуры, традициях разных народов. Основное место на занятиях отводится практической работе, которая развивает мышление, пробуждает фантазию, дает возможность проверить свои силы в самостоятельном художественном творчестве. Педагог не ставит задачу точного повторения образца. С его помощью стремится вызвать у детей желание творить самому. Демонстрация кукол дополняет знания, полученные в процессе теоретической части занятия. Занятие в объединении строится на важнейшем принципе всей системы дополнительного образования: "Нет детей неспособных, каждый ребенок – потенциальный творец".

Перечень материалов и оборудования

1. Ткани хлопчатобумажные состаренные мелкорисунчатые для одежды кукол

2. Ткани белые, бледно-розовые, бежевые для изготовления тела.

3. Нитки прочные белые и цветные №20, №50.

4. Очесы льна, вата, ватин, синтепон для набивки головы и туловища.

5. Лен технический, пряжа для волос.

6. Платки павловопосадские старые.

7. Платки носовые в клетку разного размера.

8. Отделочные материалы: тесьма, сутаж, атласные ленты, кружева.

9. Картон, клей, ножницы.

10. Нитки шерстяные или мулине разных цветов для плетения поясов.